ДЕЛЕНИЕ ПЛЕМЕННЫХ СЕМЕЙ НА ОТВОДКИ И РАЗДАЧА ЗРЕЛЫХ МАТОЧНИКОВ РЯДОВЫМ СЕМЬЯМ

Разделы сайта

Деление племенных семей на отводки

Человек здоровый чаще всего довольно невнимателен к тому, что он ест. Заболев, люди бросаются на поиски наимоднейших импортных препаратов и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как пища.
жиры, углеводы, белки, молоко, яйца, крупы, хлеб, дрожжи

На второй день (23 мая) после формирования отводков от рядовых семей организую нуклеусы и раздаю зрелые маточники рядовым семьям и нуклеусам, делю семьи-воспитательницы на отводки и заключаю в клеточки оставшиеся маточники.Перед началом основных работ к ульям семей-воспитательниц подношу по 4 6-рамочных улейка, а на каждые три рядовые семьи готовлю один нуклеусный улеек. Это обыкновенный ящик, напоминающий 3-рамочный магазин с крышкой и дном. Его передняя и задняя стенки сделаны из 20-мм доски, а бока и крышка - из 4-мм фанеры. Дно отъемное, с большим отверстием, затянутым с обеих сторон проволочной сеткой с ячейками менее 4 мм.

Когда такой нуклеус поставлен на гнездо семьи, то в него через сетчатое дно поступает тепло снизу, а двойная сетка не позволяет пчелам семьи и нуклеуса входить в контакт.

Расставив на крышах ульев нуклеусы, с пчеловодным ящиком подхожу к первой племенной семье-воспитательнице. И из ее второго корпуса в ящик переставляю два сота с расплодом и пчелами, а между ними ставлю прививочную рамку с 14-дневными маточниками. Это делается для того, чтобы маточники не застыли.

С пчеловодным ящиком подхожу к рядовой семье, открываю крышку улья, снимаю холстик со свободной от магазина части нижнего корпуса и устанавливаю на это место нуклеус, совмещая его леток со специальным отверстием для летка в левой стенке улья.

Из магазина семьи в нуклеус переношу магазинную рамку с расплодом и пчелами, нуклеус закрываю. Если в этой семье полурамки с расплодом нет, то переношу одну рамку с кормом и пчелами.

Рамки в магазине сдвигаю вправо и через образовавшееся свободное пространство в гнездо, между рамками с расплодом, помещаю один из маточников прививочной рамки. Семья, не имея открытого расплода, не может заложить своих маточников и вынуждена принять данный ей от племенной семьи.

Оставшиеся 9 рамок в магазине раздвигаю пошире друг от друга для их дальнейшего утолщения при заполнении медом. Гнездо сверху утепляю холстиками. Крышку этого улья не закрываю. Поочередно из магазинов следующих двух семей беру по одной рамке с расплодом и пчелами и помещаю в нуклеус первого улья. Получается сборный нуклеус на три рамки. Между рамками в нуклеус помещаю маточник и закрываю крышкой. Леток нуклеуса оставляю закрытым на 5 дней. Воздухообмен с гнездом семьи осуществляется через сетчатое дно. Сборные нуклеусы меньше ослабляют рядовые семьи.

После раздачи маточников четырем семьям и двум нуклеусам прививочную рамку с оставшимися маточниками возвращаю в семью-воспитательницу. А для дачи маточников следующим 4 семьям беру прививочную рамку другой семьи-воспитательницы. В результате семьи точка получают маток от пяти-шести племенных семей. Это уменьшает степень риска, если при отборе какой-то материнской семьи была допущена ошибка, и исключает близкородственное скрещивание.

Одной рядовой семье на точке маточник не даю, а в центре ее гнезда оставляю место для рамки-инкубатора, куда помещаю маточники, предварительно заключив их в клеточки Титова.

После раздачи маточников делю племенные семьи-воспитательницы на отводки. Количество формируемых отводков зависит от того, какое направление имеет пасека - медовое или разведенческое. При медовом направлении семья-воспитательница делится на меньшее число отводков, а при разведенческом - на большее.

На моей пасеке к этому дню семьи-воспитательницы занимают по 21 гнездовой рамке, из которых 10 сотов с открытым расплодом, и имеют много только что родившихся пчел. Поэтому каждую такую семью я делю на 6 частей.

Слева от улья семьи-воспитательницы веером расставляю четыре пустых 6-рамочных улейка. Еще один такой улеек с 4 кормовыми рамками снимаю с улья этой же самой семьи-воспитательницы и ставлю к четырем пустым. Со всех их снимаю крышки и убираю утепления.

Из племенной семьи вынимаю рамки с расплодом, уничтожаю свищевые маточники, если они есть, и вместе с пчелами переношу в улейки. В первые четыре отводка ставлю по две рамки с расплодом и по две с кормом. Дополнительно туда же стряхиваю еще по одной рамке пчел и гнезда ограничиваю вставной доской. Между расплодными рамками этих четырех отводков помещаю по одному маточнику, на рамки кладу утепление и улеек закрываю крышкой.

Из пятого улейка кормовые соты переставляю в улей, а из улья в отводок беру три кормовых сота без пчел и одну рамку с расплодом и пчелами. Между рамкой с кормом и расплодом закрепляю маточник. В улье оставляю рамку с расплодом, 4 сота с кормом и прививочную рамку. На количество оставшихся там пчел внимания не обращаю, так как знаю, что часть их из отводков слетит на старое место. Гнездо улья ограничиваю вставной доской и утепляю. То же самое делаю и с гнездом пятого отводка.

После этого улей бывшей семьи-воспитательницы разворачиваю на подставке таким образом, чтобы в том месте, где находился его леток, оказался угол улья, образованный его левой и задней стенкой. На заднюю стенку вешаю пятый отводок летком в сторону бывшего летка племенной семьи.

Остальные четыре отводка развешиваю на задние стенки ульев рядовых семей и открываю им летки. При этом летные пчелы этих отводков слетают на старое место, но, не найдя бывшего летка, часть из них возвращается обратно в отводки, а большинство входит в леток улейка, висящего на задней стенке улья семьи-воспитательницы. Некоторые пчелы находят леток улья и усиливают оставшийся там отводок.

После деления на отводки последней семьи-воспитательницы заключаю в клеточки Титова маточники, оставшиеся на прививочных рамках. Один маточник оставляю в отводке улья, а остальные уже в клеточках вставляю в специальную рамку-инкубатор и помещаю в центр рядовой семьи, которой не был дан маточник.

Если пасека имеет медовое направление, то семья-воспитательница делится всего на 2-3 более сильных отводка для увеличения пасеки, улей не разворачивается, а на семью ставится магазин. При возвращении в улей пчел из отводков семья становится сильной и собирает много меда.

В заключение еще несколько слов о делении семей-воспитательниц на отводки. Этим я занимался несколько лет. На первых порах ничего не получалось. При размещении отводков на этом же точке много пчел из них слетало на старое место. Приходилось после деления увозить отводки на другой точок, что требует много времени.

Происходило это до тех пор, пока я делал все так, как рекомендуют в пчеловодной литературе, то есть семьи-воспитательницы подсиливал зрелым на выходе расплодом, а делил на отводки после того, как в клеточках из маточников выйдут матки. При этом от подсиливания до деления семей-воспитательниц проходило 24 дня. За это время пчелам, родившимся из зрелого расплода, которым подсиливались семьи-воспитательницы, было уже от 14 до 23 дней. Они давно облетелись, запомнили расположение своего улья и поэтому всегда слетали на старое место.

И я стал поступать по-другому: подсиливать семьи-воспитательницы самым молодым расплодом - яйцами и давать отводкам 14-дневные маточники, а не молодых маток. Возраст пчел, родившихся из расплода, которым подсиливал материнские семьи, составляет несколько дней. Они еще не выходили на облет и из отводков не слетают.

Hosted by uCoz